Приветствую Вас Гость | RSS
Понедельник
01.07.2024, 06:15
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Сценарий на свадьбу
Сценарий выкупа невесты
1 сентября
Сценарий Осеннего Бала
День воспитателя
День учителя
День матери
Хэллоуин
на Рождество
на Татьянин День
ко Дню Студента
Сценарий к 14 февраля
Cценарий к 23 февраля
Cценарий к 8 марта
Сценарий на Масленицу
1 апреля
Сценарий на Пасху
Сценарий 9 МАЯ Дня Победы
Сценарий Выпускного вечера
Сценарий Последнего звонка
Сценарий утренника в детском саду
Современный сценарий
Утренник в детском саду
Проводы в армию
Юбилей женщины 55 лет
Открытие лагерной смены
На новый год
Новогодние
Сценарий Старый Новый год 2017
Летний лагерь
КВН
Мисс и Мистер
Посвящение
Корпоративный
Для взрослых
День Космонавтики
Святки Колядки
1 июня День защиты детей
День семьи любви и верности
2016 Год Греции в России

Главная » 2013 » Январь » 11 » Сценарий 23 февраля для 7 лет
20:57
Сценарий 23 февраля для 7 лет
загрузка...
Материал скопирован с сайта: http://dramateshka.ru/index.php/military-scenarios/5345-ivan-da-marjya-master-klass-razrabotki-koncerta-na-voenno-istoricheskuyu-temu#ixzz2HgepeG1m

День Победы, выстраданный и любимый нашим народом праздник. Победа в Великой Отечественной войне имеет не только военно-политическое и патриотическое значение. Под ее влиянием сформировался огромный пласт культуры, тысячи ярких художественных образов, воплощенных в том числе и на клубной сцене.
Однако время берет свое.
Зарубцевались раны. Уходят свидетели той эпохи. Выросли новые поколения. Многие из них сформировались уже в новых условиях. Грандиозный общественный перелом последних двух десятков лет выдвинул на первый план десятки других сложнейших, нравственных и экономических вопросов.
Все эти события не могли не изменить общественных взглядов на Великую Отечественную. Они приобретают все более четкий исторический ракурс, ставя ее хотя и во главе, но все же в один ряд с другими великими победами российского оружия. И надо признать, для современного молодого человека это вполне уважительный и единственно верный взгляд. Для него дружинник Александра Невского, ополченец Дмитрия Пожарского, воин 1812 года и солдат 1945 года просматриваются как бы в едином строю, в строгой очередности, но в уже историческом контексте. И конечно, мы должны учесть эту изменившуюся систему об-щественных взглядов и умело применить в наших художественных решениях.
На профессиональном языке это значит: нам следует пересмотреть подходы к празднику, менять клише, искать новую систему образов. Такую попытку и сделал автор этих строк при подготовке к региональному смотру концертных программ, посвященных праздничной дате.
Предлагаемый материал — не сценарий, это ход режиссерских размышлений, вылившийся в жесткую конструкцию сценарно-постановочного плана. Предполагается, что коллеги, которые ее используют в своих работах, наполнят собственным содержанием.
«Иван да Марья» - этот двуединый неразрывный образ без особой натяжки можно считать своеобразным символом России. Их любовь, их семейная жизнь и созидательный труд легко ассоциируются с мирными периодами жизни нашего отечества. А их разрыв был возможен только в условиях лихолетья, когда Иваны уходили на войну, а Марьи оставались хранить домашний очаг и ждать. Естественно, дожидались не все. И эхо каждой войны еще долго отзывалось в формуле «...потому что на десять девчонок по статистике девять ребят». И подобным выводам о женской доле несть числа в русском песенном творчестве, как несть числа и песням Иванов, уходящих на защиту государственных рубежей.
Что любопытно, любые предвоенные годы в народном сознании всегда ассоциируются с неким расцветом и счастливой жизнью. А поскольку войнам в нашей истории тоже несть числа, прослеживается определенная цикличность ее хода, которую можно представить следующим образом:
Расцвет — война — печаль
Восстановление — развитие.
И по новой: расцвет, война и пр. и пр.
Продолжим наши ассоциации. Расцвет — цвет — цветы - цветущий луг - хороводы - любовь как высшая степень расцвета человеческой души.
Переложим ассоциацию в сценическую ситуацию: набирающий силу белый и солнечный свет; возникающий щебет птиц; вырастающая из щебета дивная лирическая мелодия; выплывающий на сцену прекрасный девичий хоровод; хоровод как бы выплескивает из своих рядов «Ивана да Марью», находящихся в стадии зарождения любви, и становится аккомпанементом их лирическому дуэту.
Война — ассоциаций бесконечное количество. Воспользуемся самой насыщенной соответствующими образами и метафорами — воинской песней и сопутствующим ей бара-банным боем. Выберем пять из них, а именно: «Вставайте, люди русские!» (С. Прокофьев); «Солдатушки, бравы ребятушки!» (народная.); «Прощание славянки» (В. Агапкин); «Священная война» (А. Александров); «А на рассвете вперёд...» (И. Матвиенко).
Добавим еще одно мощное выразительное средство — теневой театр, с помощью которого будем создавать графические образы русских воинов различных эпох. А именно: воины А. Невского, стрельцы, гусары, солдаты ВОВ, солдаты сегодняшнего дня.
Теневые образы требуют экрана. В качестве его предлагается подвешенный на сцене (центр левой половины, 3-й план) уходящий в верхнюю падугу тканевый язык (Зм х 10м).
С помощью орнамента язык стилизуем под рушник.
Дабы создать иллюзию сквозного хода истории через художественную ткань концерта, введем образ «Прялки». Для этого в центре правой половины третьего плана ставим станок (параметры 1м х 2м х 0,6м). Торцы станка обтягиваем белой тканью с тем же орнаментом, что и на рушнике. На станок устанавливаем деревянный прядильный станочек с колесным приводом и деревянную же табуреточку-сидушечку; на табуреточку усаживаем актрису в русских домотканых белых одеждах, украшенных все тем же орнаментом.

Получается уже своеобразная, сопутствующая концерту и очень функциональная, в прямом смысле действующая сценография.
Теперь объединим фрагменты «Расцвет» и «Война» и постараемся вписать их в максимально-короткое время, для чего справа выставим примерные временные параметры в секундах или, как принято говорить ныне, «тайминг».
00 - 02 - резко вспыхнувший прожектор высвечивает работающую прялку
04 — плавный, но быстрый рассвет, от полной темноты до сплошной белой заливки, рушник изнутри подсвечивается желтым с бирюзовыми переливами
08 — возникает и длится обозначенное время пение птиц
08 - 52 — возникает музыка хоровода (на половине «пения птиц»)
08 - 24 — появляется и исполняет всевозможные рисунки хоровод
24 - 44 - из хоровода появляются Иван да Марья (влюбляются); хоровод для них — фон
44 - 52 - смеркается; нарастает тревожный барабанный бой (на окончании хоровода)
Рушник становится красным. Хоровод и лирические герои, осознав это, сбиваются в стайку и настороженно поглядывают на него
52 - 80 — Рушник начинает пульсацию;
Возникает фрагмент хора «Вставайте, люди русские!», переходя примерно на 75-й секунде в затухающий барабанный бой
52 - 60 — Иван осознает, что этот призыв обращен к нему. Он какое-то время испытывает колебания. Наконец, попрощавшись с любимой, решительно скрывается за рушником
60 - 80 — на рушнике, как бы поднимаясь из-за горы, возникают три силуэта воинов эпохи Александра Невского.
72 - 80 - Марья бросается к рушнику. Хоровод, описывая последний пируэт, как бы «смывает» Марью со сцены и исчезает сам
Итак, что же у нас получилось?
Мы построили некий условный художественный образ, связав воедино сразу два этапа военно-исторического цикла развития нашего общества: «Расцвет» и «Войну». Причем решили это крайне лаконично за одну минуту 20 секунд.
Иначе говоря, мы получили темпоритмическую отбивку-связку, особую структурную единицу будущего концерта, потому что, если по ходу концерта ее применить пять раз, образуется структурная решетка, ячейки которой заполняются блоками художественных номеров.

Но, оставаясь единой по сути и форме, полученная отбивка во второй своей части с каждым разом меняет содержание; а именно фрагменты воинских песен и теневые образы. Можно сказать, что мы получили пять разных отбивок, которые, для удобства работы, требуют и разных названий. Например, по музыке или форме силуэтов.
И в первых, лирических частях отбивок хорошо бы также менять хороводные рисунки. Допускается вариативность хороводной музыки и хороводных костюмов при неизменных параметрах русского народного уклада.
А вот Иван да Марья внешне должны быть одинаковыми от начала до конца (что не распространяется на их пластические рисунки). Почему? Об этом — позже.
Как нам выстроить концертные блоки художественных номеров? При предварительном отборе, конечно, учитывалась будущая тема концерта, и все же главными критериями были высокое качество номера и профессионализм исполнителя. Поэтому точных попаданий в тему, согласно полученной структурной решетке, скорей всего будет немного. Но тогда надо постараться учесть общий характер звучания номера и образа, который он несет.
Давайте так и поступим, для начала вспомнив выведенные нами ранее этапы общероссийского военно-исторического цикла: расцвет, война и т.д.
Первые два пункта мы с вами решили, создав пять малых спецномеров-отбивок. Теперь давайте разберемся, что такое «Печаль»?
Если впрямую иллюстрировать послевоенное состояние душ свидетелей и участников грозных событий, то лучшего примера, чем песня Валентины Толкуновой «Мой милый, если б не было войны...» не придумать. Или, допустим, «Враги сожгли родную хату». И таких песен немало. Но они относительно современны и пока еще ассоциируются только с Великой Отечественной. У нас же с вами целых пять эпох.
Но в народном репертуаре есть огромное количество лирических, грустных и в основном женских песен о неразделенной любви, о разлучнице-судьбе и просто об осеннем состоянии души. Например, «То не ветер ветку клонит...» или «Ой, заря-заря». И если стыковать их с последней картинкой нашего маленького номера, когда звучит барабанная дробь и очередная группа уходящих на фронт Иванов заполняет собой весь экран, как бы растворяясь в небытии, когда печальный девичий хоровод покидает сцену, смею уверить вас, зритель воспримет это с пониманием. Ибо самый главный художественный монтаж происходит у него в сердце, а не на сцене или экране.
Я уже не говорю о поэтических девичьих танцах на заданные темы. Отсюда следует: «Печаль» — это лирический, с грустинкой женский номер любого народного или другого очень условного жанра, который либо напрямую, либо ассоциативно проводит мысль о том, что война противна человеческой сути, а женской — в особенности.
Дальше - проще. «Восстановление» - это как бы иллюстрация крылатого выражения «А жизнь-то налаживается!». Тут уместно большое количество номеров, хорошо бы такого среднего темпа и общечеловеческого содержания. Например, та же «любовь», «созидательный труд» или «патриотизм». Необходимо только учесть, что до фрагмента «Вставай, страна огромная!» эти номера должны быть народного характера. А после — вполне могут быть и светскими. В заключительном же блоке — и самыми современными.
«Развитие» - здесь номера должны быть радостными и ритмичными. Разумеется, с учетом всех высказанных в предыдущем абзаце пожеланий.
Может возникнуть вопрос: почему так, а не иначе?
Да потому что данное построение соответствует основному закону классической драматургии, который гласит: действие должно развиваться по восходящей линии по всем параметрам — от медленного к быстрому, от простого к сложному, от вольного к напряженному. А поскольку законы драматургии сформулированы Аристотелем на основе наблюдений за событиями реальной жизни, то мы на верном пути. И да здравствует лозунг:
«Номера не выбирают,
Их берут и расставляют!»
Поскольку полученная структура концерта, в силу заданного приема — сквозного хода — напрочь отрицает какое-либо ведение концерта, на репетициях следует добиться, чтобы между номерами внутри блока стыки были минимальны. А еще лучше, чтобы их не было вообще. Чтобы каждый номер вытекал из предыдущего и подавал следующий.
Может возникнуть вопрос: а как же зритель узнает, кто и что делает на сцене?
А программки-то зачем? - ответим мы вопросом на вопрос.
Мы же их обязательно издадим и при входе вручим каждому зрителю персонально.
Ну, а теперь надо подумать, как смонтировать полученные блоки с выстроенными отбивками, то есть вот эти отмеченные стрелочками стыки.
На мой взгляд, схем должно быть две: на вход в отбивку и на выход из нее. Разберем их по отдельности.

Вход - окончания номеров 3, 6, 9, 12.
Как только заканчивается номер, свет на сцене, не дожидаясь окончания аплодисментов, стремительно, но плавно гаснет.
Следует пауза - 1-2 секунды.
Затем происходит пение птиц, подсвет прялки и рушника.
Мягкий лирический рассвет (нарастающие цветные переливы) являют зрителю, что герои предыдущего номера уже покинули сцену, уступив место очередному хороводу.
Выход — начала номеров 1, 4, 7, 10, 13.
Надо добиться, чтобы музыка номера по возможности начинала звучать уже на барабанной дроби, к моменту полного заполнения экрана тенями уходящих солдат.
Наиболее удачное время — начало последнего пируэта хоровода на 72 - 74-й секунде.
Разумеется, героям следующего концертного номера следует выходить на сцену в строгом отношении к происходящему, то есть косвенно участвуя в происходящем, что следует подчеркнуть и походкой, и пластикой, и выражением лица.
На схеме видно, что наша структурная решетка не завершена; у нее отсутствует крайняя стенка. Иначе говоря, финальный номер.
Обычно в финальном номере следует выход всех участников концерта, и это замечательно. Хотя зачастую выглядит достаточно непрофессионально. Между тем это можно сделать красиво. В нашем случае чрезвычайно важно участие героев сквозного хода, той самой структурной решетки, а именно квартета: хоровод, прялка, тени, Иван да Марья. Только в этом случае мы можем сказать, что данный концерт нами выстроен «от и до».
Итак, заканчивается энергичный массовый последний 15-й номер пятого концертного блока. Его участники уступают место солистке, которая в сопровождении балета начинает исполнение знаменитой песни Давида Тухманова «Я люблю тебя, Россия!».
Оговоримся сразу. Чтобы создать единый художественный образ концерта и подчеркнуть его военно-патриотическую направленность, мы совершим святотатство и сократим это замечательное произведение ровно на один куплет. Получится вот что.
Первый куплет (1—4-я строки) и его развитие (5—8-я строки) исполняются только солисткой в сопровождении балета.
Участники предыдущего номера гордо стоят у порталов, подчеркивая торжественность момента.
Начинается второй куплет, который, как известно, самый напряженный и драматичный, что подчеркивается соответствующим ритмом, подачей и, конечно же, текстом.
Сколько раз тебя пытали:
Быть России иль не быть?
Сколько раз в тебе пытались
Душу русскую убить.
Неожиданно рушник начинает слегка пульсировать красноватыми сполохами.
А в кулисах на заранее отведенных и отрепетированных местах у вас стоят коллективы участников концерта с заданием: строго по сигналу выйти на сцену и встать на заранее отведенное и отрепетированное место.
Сигналом для одного коллектива будет слово «раз», для другого слово «пытали», для третьего «России», для четвертого «не быть». И так далее.
Да не просто выйти привычным шалманом, а выйти в характере данного куплета: энергично, бодро, и устремить вдаль гордый, непоколебимый взгляд, как бы говоря врагам России: «Не дождётесь!»
Так они и выходят, так и встают, наполняя душу зрителей гордостью за державу.
Звучат следующие четыре строки:
Но нельзя тебя, я знаю,
Ни сломить, ни запугать!
Ты мне, Родина родная,
Вольной волей дорога!
Здесь характер звучания песни становится несколько иным, более раздольным.
Самое время показаться нашему хороводу, что он и делает, выплывая справа и слева на первые две строчки.
Пройдя шторками по авансцене, девушки занимают почетные места на первом плане у порталов, как и подобает участникам сквозного режиссерского хода.
И на эти же две строчки гордо поднимается на ноги и возвышается над массовкой наша прялка — символ российской истории.
И на эти же две строчки красный свет на рушнике застывает и гаснет, уступая место набирающему силу желтому.
Внимание, кульминация!
На заключительных строках сквозь желтый свет, как сквозь туман, все явственнее проступают четырехметровые силуэты великих народных героев — Ивана да Марьи.
Они должны быть узнаваемы стопроцентно; вот почему их образы по ходу действия менять категорически запрещается.
Их финальное появление прочитается большинством зрителей, приблизительно как слова еще одной песни: «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути!»
А кое-кто может прочесть и больше: «Боже! Как же надоели эти войны! Но «времена не выбирают. В них живут и умирают».
Оба прочтения замечательны.
Таким образом, наш немудреный художественный образ, педантично поданный пять раз и видоизмененный на последних секундах зрелища, превратился в искомую драматургическую кривую, то есть разместил материал не по волнистой, как казалось бы, а по восходящей линии, согласно всем законам художественного творчества!
Что и требовалось доказать!
Станиславский доволен. Аристотель спокоен.
Наша структурная решетка приобрела законченные, можно даже сказать, совершенные формы.
PS. Кстати, теневой театр можно заменить компьютерной анимацией. Набрав в Интернете картинок военно-исторических костюмов, сделать из них силуэты и «научить» двигаться. Но это уже тема отдельного большого разговора.
загрузка...
Категория: Cценарий к 23 февраля | Просмотров: 472 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Календарь
«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

поделки поделки поделки поделки Idea поделки Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz