загрузка...
Материал скопирован с сайта: http://dramateshka.ru/index.php/military-scenarios/5643-leningradskiyj-dnevnik#ixzz2HgcHQKLG
Сценарий вечера, посвященного бессмертному подвигу города-героя Ленинграда, основан на прозе, стихах, выступлениях Ольги Берггольц. Действующие лица: Девочка, Солдат, Медсестра, Поэт, Женщина. Сцена затянута черной тканью. На порталах, стенах и в глуби) наклеены белые бумажные кресты (диагональю, так клеили во время бомбежек). На одной из стен надпись: «При обстреле эта сторона улицы особенно опасна». Тишина. Из этой тишины возникает стук метронома. Он становится все громче, потом постепенно уходит. Выходит Поэт (девушка). Она не в черном, одета так, будто очень холодно — теплая кофта, юбка, кутается в шаль. Поэт. А город был в дремучий убран иней. Уездные сугробы, тишина... Не отыскать в снегах трамвайных линий, Одних полозьев жалоба слышна. Скрипят, скрипят по Невскому полозья. На детских санках, узеньких, смешных, В кастрюльках воду голубую возят, Дрова и скарб, умерших и больных... Так с декабря кочуют горожане За много верст, в густой туманной мгле, В глуши слепых, обледеневших зданий Отыскивая угол потеплей. (На сцену выходит Женщина.) Женщина. Вот женщина ведет куда-то мужа. Седая полумаска на лице, В руках бидончик — это суп на ужин. Свистят снаряды, свирепеет стужа... «Товарищи, мы в огненном кольце». А девушка с лицом заиндевелым, Упрямо стиснув почерневший рот, Завернутое в одеяло тело На Охтинское кладбище везет. Везет, качаясь, — к вечеру добраться б... Глаза бесстрастно смотрят в темноту. Скинь шапку, гражданин! Провозят ленинградца, Погибшего на боевом посту! (На сцену выходит Солдат в плащ-палатке и становится рядом с присутствующими.) Солдат. Скрипят полозья в городе, скрипят... Как многих нам уже не досчитаться! Но мы не плачем — правду говорят, Что слезы вымерзли у ленинградцев. Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало. Нам ненависть заплакать не дает. Нам ненависть залогом жизни стала: Объединяет, греет и ведет. Поэт. О том, чтоб не прощала, не щадила, Чтоб мстила, мстила, мстила, как могу, Ко мне взывает братская могила На Охтинском, на правом берегу... Женщина. Простите, вы не Ольга Берггольц? П о э т. Я сегодня говорю от ее имени и от имени Ленинграда. Женщина. Вы напомните всем, чтобы о нас не забыли? Чтобы не вспоминали нас равнодушно или с циничной усмешкой? Конечно, когда пройдет много лет, это не будет казаться таким страшным — ведь многих уже не будет, многое уже забудется... Не дайте забыть о нас, пожалуйста, не дайте забыть! Поэт. Они не забудут о нас, я клянусь... Это забыть — невозможно... Солдат (выходит вперед). Из дневника ленинградского юноши Владимира Мантула. В 1942 ему было 18 лет: «4 января 1942 года. Прошел новый год. Встречали его с чашечкой чая и кусочком хлеба... Кончаются дрова... Взят! неоткуда. А впереди еще весь январь и февраль. Еще два месяца мерзнуть! 13 января 1942 года. Вот уже месяц, как большинство населения не видит круп и жиров. Это очень сказывается на психике людей. Всюду, куда ни приглянешься, безумные взгляды на провизию... Сам же город приобрел какую-то неестественную пустынность, омертвелость. Хоть бы мать моя выдержала все эти лишения и дожила до более легких дней. Бедняга, старается, выбиваясь из последних сил... Позади 4-месячная блокада. Это поистине нужно быть железным...» Женщина. В августе 1941 года, когда последние пути, ведущие из Ленинграда в страну были перерезаны и заняты немцами, кольцо блокады плотно сдавило город, радио было почти единственным средством общения города со страной. Только по радио узнавала Россия, что делается в Ленинграде. Она должна была знать о ней правду! Ведь немцы, бешено штурмуя город, ежедневно на весь мир кричали о том, что с минуты на минуту Ленинград будет взят, ведь в занятых уже районах Ленинградской области немецкие газеты печатали обширные извещения о «падении Ленинграда», помещали — разумеется, смонтированные — снимки: эсэсовец стоит на посту у Гостиного двора. Ведь немецкое командование громогласно назначило сроки торжественного парада на Дворцовой площади и офицерского банкета в «Астории». У них ведь, как известно, даже билеты на этот банкет были заготовлены... Медсестра (выходит на сцену). ...Я говорю с тобой под свист снарядов, Угрюмым заревом озарена. Я говорю с тобой из Ленинграда, Страна моя, печальная страна... Кронштадтский злой, неукротимый ветер В мое лицо закинутое бьет. В бомбоубежище уснули дети, Ночная стража встала у ворот. Над Ленинградом — смертная угроза... Бессонны ночи, тяжек день любой. Но мы забыли, что такое слезы, Что называлось страхом и мольбой. Я говорю: нас, граждан Ленинграда, Не поколеблет грохот канонад, И если завтра будут баррикады — Мы не покинем наших баррикад. И женщины с бойцами встанут рядом, И дети нам патроны поднесут, И надо всеми нами зацветут Старинные знамена Петрограда. Руками сжав обугленное сердце, Такое обещание даю Я, горожанка, мать красноармейца, Погибшего под Стрельною в бою: Мы будем драться с беззаветной силой, Мы одолеем бешеных зверей, Мы победим, клянусь тебе, Россия, От имени российских матерей! Поэт. Вспоминается мне одно выступление в передаче «Говорит Ленинград» в конце сентября 1941 года. В дни жесточайших артиллерийских и воздушных налетов выступление Анны Андреевны Ахматовой. Мы записывали ее не в студии, а в так называемом «недоскребе», писательском доме, в квартире М.М. Зощенко. Не забыть мне, как через несколько часов после записи понесся над вечерним, темно-золотым, на минуту стихшим Ленинградом глубокий, трагический и гордый голос «музы плача». Но она писала и выступала в те дни совсем не как муза плача, а как истинная и отважная дочь России и Ленинграда. Она говорила... Женщина. «Мои дорогие согражданки, матери, жены и сестры Ленинграда... Городу Петра, городу Ленина, городу Пушкина, Достоевского и Блока, городу великой культуры и труда враг грозит смертью и позором. Я, как и все ленинградцы, замираю при одной мысли б том, что наш город, мой город может быть растоптан. Вся жизнь моя связана с Ленинградом — в Ленинграде я стала поэтом, Ленинград стал для моих стихов их дыханием... Я, как и все вы сейчас, живу одной непоколебимой верой в то, что Ленинград никогда не будет фашистским...» Поэт. Мужество Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, — И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! (Звучит Каватина Нормы из оперы «Норма» В. Беллини.) Солдат. Мы ехали по весеннему утреннему Ленинграду. Он весь был озарен теплым солнцем, он был, к счастью, очень тихий, совсем безлюдный и неизменно красивый. Пока проверяли документы моих товарищей, я разглядывал высокий забор: он был кое-где пробит осколками снарядов и весь сплошь покрыт плакатами, воззваниями и листовками. Мне подумалось, что, может быть, уже сейчас это забор надо бережно так, весь целиком , и перенести в музей, а люди будущего с благоговением будут останавливаться перед ним, как перед вечно живым куском истории. Повсюду натрафаречены правила, как уберечься от гриппа, стены Невского проспекта советуют: «Держите ноги в тепле и сухими...», «При повышенной температуре немедленно идите к врачу...» На доме, где когда-то жил Некрасов, начертано: «Не ходите по лестнице с горящей лучиной, с бумажными жгутами и тряпками!» Одна кирпичная стена огромными буквами кричит: «Не оставляйте детей возле горящих коптилок!» А рядом — частные объявления... «Всем гражданам! Отвожу ихних покойников до кладбища и другие бытовые перевозки...» «За ненадобностью продается легкий гроб...» Да, на фронте тяжело, очень тяжело. Но здесь... Это нереальное существование города и людей в немыслимых условиях, это невозможная жизнь... Но вместе с тем она абсолютно реальна, потому что город жив и сдаваться не находит для себя возможным. (Выходит Девочка, она идет очень медленно. Стоит молча, потом начинает говорить.) Девочка. Из дневника ленинградской девушки Лидии Ильиной: «2 января 1942 года. Второй день 1942 года начался для меня в абсолютной темноте. Масло в коптилке все догорело, и пришлось все делать ощупью. Раскрыла светомаскировку с окон и пользовалась лунным светом и спичками. Ужасом веет от современной жизни. Народ продолжает умирать. Сегодня попались мне навстречу четыре гроба. Ждем прибавки хлеба с 1 числа, но напрасно. Большинство людей ходят по улицам, как тени. Все чаще попадаются изнуренные восковые лица с опухшими подглазниками. Лица закопчены сажей от всевозможных фитильков и коптилок. 5 января. Из продуктов осталось только 50 граммов чечевицы, две картофелины и сто граммов конопляного масла. Сегодня съем одну картофелину. Завтра — другую и масло с хлебом. Послезавтра — чечевицу. А потом буду сидеть на одном хлебе. Больше ничего нет. Потерять сейчас карточки — могила. Я не могу удержаться, чтобы не думать о том, что мое единственное спасение — это не делиться своими продуктами с отцом и матерью. Мне не нужно было бы стоять в очереди в магазин... Но это только мысли, недостойные, навязанные голодом... Я скорей умру, чем перестану им помогать. Как стыдно... Люди продолжают умирать. Я под влиянием своих мыслей о смерти все мучаюсь вопросом: “Неужели все- таки умрем? Неужели Ленинграду дадут погибнуть?” Нет, посмотришь на людей, так сразу скажешь, что умрут не все. Вот идет девушка с упитанным лицом и накрашенными губами... Или вот идет добротно одетый мужчина средних лет, плотный, с румяным выбритым лицом. Это какой-нибудь завмаг, снабженец или начальник штаба. Этот тоже не умрет». Поэт. Был день как день. Ко мне пришла подруга, Не плача, рассказала, что вчера Единственного схоронила друга, И мы молчали с нею до утра. Какие ж я могла найти слова, Я тоже — ленинградская вдова. Мы съели хлеб, Что был отложен на день, В один платок закутались вдвоем, И тихо-тихо стало в Ленинграде. Один, стуча, трудился метроном... И стыли ноги, и томилась свечка. Вокруг ее слепого огонька Образовалось лунное колечко, Похожее на радугу слегка... Поэт. В передачи нашего радио мы включили рассказ и выступление Шостаковича о том, как он пишет Седьмую симфонию, не зная о том, что уже в марте этого же, 1942 года она будет исполнена в Москве и будет названа и самим композитором, и всей землей Ленинградской симфонией, и даже будет исполнена в этом же году у нас, в осажденном городе, и кем?! — нашим же радиокомитетским оркестром! Наши оркестранты почти не играли зимой — не хватало сил, не хватало дыхания, особенно духовым — «диафрагме не на что было опереться». Оркестр таял. Некоторые ушли в армию, другие умерли от голода. Трудно мне забыть серые зимние рассветы, когда совершенно уже свинцово отекший Яша Бабушкин диктовал машинистке очередное донесение о состоянии оркестра: «Первая скрипка умирает, барабан умер по дороге на работу, валторна при смерти», — отчужденным внутренним голосом диктовал он. Солдат. И все-таки 9 августа 1942 года после долгого запустения празднично озарился белоколонный зал филармонии. Осажденный город слушал Ленинградскую симфонию. За дирижерский пульт встал Карл Ильич Элиасберг — он был во фраке, в самом настоящем фраке, как и полагается дирижеру, и фрак висел на нем, как на вешалке, — так исхудал он за зиму... Мгновение полной тишины — и вот началась музыка... Женщина. И мы с первых тактов узнали в ней себя и весь свой путь, уже тогда легендарную эпопею Ленинграда. Медсестра. И мы, не плакавшие над погибающими близкими людьми зимой, сейчас не могли и не хотели сдерживать отрадных, беззвучных горючих слез, и мы не стыдились их... II о э т. Мы записали в ту ночь — 10 января 1942 года — в плане: «Прорыв блокады», хотя не знали еще, как это будет. Нам казалось тогда, что это будет очень скоро, но прошел целый неимоверно трудный год, весь 1942-й, прежде чем была прорвана блокада. ...И вот в послевоенной тишине К себе прислушалась наедине. Какое сердце стало у меня, Сама не знаю — лучше или хуже: Не отогреть у мирного огня, Не остудить на самой лютой стуже. И в черный час зажженные войною Затем, чтобы не гаснуть, не стихать, Неженские созвездья надо мною, Неженский ямб в черствеющих стихах... ...И даже тем, кто все хотел бы сгладить В зеркальной, робкой памяти людей, Не дам забыть, как падал ленинградец На желтый снег пустынных площадей. И как стволы, поднявшиеся рядом, Сплетают корни в душной глубине И слили кроны в чистой вышине, Даря прохожим мощную прохладу, — Как скорбь и счастие живут во мне — Единым корнем — в муке Ленинграда, Единой кроною — в грядущем дне. И все неукротимей год от года К неистовству зенита своего Растет свобода сердца моего — Единственная на земле свобода. (Начинает тихо звучать Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича.) Женщина. В Ленинграде тихо. По солнечной стороне Невского, «наиболее опасной стороне», гуляют детишки. Дети в нашем городе могут теперь гулять спокойно по солнечной стороне! И можно спокойно жить в комнатах, выходящих на солнечную сторону. И даже можно спокойно, крепко спать ночью, зная, что тебя не убьют, и проснуться на тихой-тихой заре живым и здоровым... Поэт. Пока еще звезды последние не отгорели, Вы встаньте, вы встаньте с постели, сойдите к дворам, Туда, где — дрова, где пестреют мазки акварели... И звонкая скрипка Растрелли послышится вам. Неправда, неправда, Все — враки, что будто бы старят Страданья и годы! Едва вы очутитесь тут, Как в колокола купола золотые ударят, Колонны горластые трубы свои задерут. Веселую полночь люби — да на утро надейся... Когда ни грехов и не горестей не отмолить, Качаясь, игла опрокинется с Адмиралтейства И в сердце ударит, чтоб старую кровь отворить. О, вовсе не ради парада, не ради награды, А просто для нас, выходящих с зарей из ворот, Гремят барабаны гранита, кларнеты ограды, Свистят менуэты... И улица Росси поет! Булат Окуджава (Симфония звучит громче и громче.) Конец
загрузка...
|