загрузка...
Материал скопирован с сайта: http://dramateshka.ru/index.php/military-scenarios/5405-tematicheskoe-muzihkaljnoe-zanyatie-lpesnya-v-boyj-zovetr#ixzz2HgctNZOe
Подбираются фонограммы «Марша Преображенского полка», марша «Прощание славянки».
Готовятся барабан; портрет Д. Кабалевского; иллюстрации — солдат Петровской эпохи, красноармеец, кавалерист, солдат времен Великой Отечественной войны; ложки и бубны — для всех детей; фотографии инструментов духового оркестра и военного духового оркестра. Дети слушают, играют на шумовых музыкальных инструментах пьесу «Кавалерийская» Д. Кабалевского; педагог рассказывает о произведении и вместе с детьми анализирует выразительные средства. Проводится индивидуальная работа — разучивание с солистами-мальчиками песни «Три танкиста» Дан. и Дм. Покрассов. Дети разучивают два куплета русской народной песни «Солдатушки — бравы ребятушки». Дети разучивают игру «Кто скорей ударит в бубен» Л. Шварца.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Взрослые: Музыкальный руководитель Барабанщик
Дети.
Дети, маршируя, входят в зал под звучание военного марша в исполнении духового оркестра. Музыкальный руководитель. Ребята, под музыку какого жанра вы вошли в зал? Дети. Под марш. Музыкальный руководитель. Правильно. А как вы узнали, что это был марш, а не песня или танец?
Дети отвечают.
Упражнение «Солдатский марш» Р. Шумана Раздается бой барабана.
Музыкальный руководитель. Что это? Что за инструмент играет? Дети. Барабан! Музыкальный руководитель. Кто это к нам спешит?
В зал, играя на барабане, входит барабанщик.
Барабанщик. Здравия желаю! Разрешите представиться. Барабанщик Гвардии Его Императорского Величества. Дети. Здравствуйте! Барабанщик. ВЫ знаете, ребята, барабанщик русской армии был очень важным человеком. Мой барабан и солдат на побудку поднимал, и в атаку звал, и приказы передавал. Для каждого случая своя песня, свой бой. Хотите стать барабанщиками? Тогда надо научиться ритм отбивать.
Игра «Ритмическое эхо»
Барабанщик играет на барабане 2—4-тактовые ритмические рисунки, дети их прохлопывают. Барабанщик. Помогала мне в походах моя боевая подруга — труба. Вместе мы солдат в поход звали да шагать помогали. Давайте покажем, когда игра труба, а когда, шагают пехотинцы.
Упражнение на развитие чувства ритма «Походный марш» Д. Кабалевского
Дети, стоя на месте, имитируют игру на трубе на вступление и заключение на основную часть пьесы маршируют друг за другом.
Барабанщик. Молодцы, ребята! Все правильно услышали. А теперь я буду на моем любимом барабане играть, а вы шагайте на места.
Барабанщик играет бодрый марш, дети садятся.
Хотите, научу вас барабанной зарядке для голоса?
Фонопедические упражнения «Труба и барабан» по методу В. Емельянова (авторская разработка)
Барабанит, барабанит, барабанит барабан.
Фраза произносится в предельно низком регистре, а последний слог протяжно и как можно выше.
Барабанит, барабанит, барабанит по утрам.
Фраза произносится так же, как первая.
А труба поет, поет.
Фраза произносится предельно высоким голосом, глиссандируя на последнем слоге вниз до самого низкого звука.
На зарядку всех зовет,
Фраза произносится так же, как предыдущая.
Бу-бу, бу-бу, бу-бу-бу!
Слоги произносятся в низком регистре.
Тру-ту, ту-ту, ту-ту-ту!
Слоги произносятся очень высоким голосом.
Барабанщик. Раньше в царской армии служба была пожизненной. Для крестьянина уход в армию означал прощание навек с домом, семьей, со всем, к чему он был привязан с рождения. Уходил солдат и прощался со своими близкими вот такой песней.
Рекрутская песня «Ой, ты не плачь, ты не плачь» Барабанщик поет 1-й куплет.
Барабанщик. Но в армии жизнь другая. (Показывает иллюстрацию солдата Петровской эпохи.) Некогда грустить, надо Россию-матушку от врагов беречь, новые земли завоевывать в славных походах, песни другие солдатские и появляются. Да вы, говорят, тоже одну такую знаете?
Русская солдатская песня «Солдатушки — бравы ребятушки» Девочки поют вопрос, мальчики — ответ. Барабанщик подыгрывает им на барабане.
Барабанщик. Шли годы. В России свергли царя. Охранять молодую Страну Советов стала Красная Армия. Шли бойцы-красноармейцы в бой под красным знаменем, с песней и моим барабаном. (Показывает иллюстрацию красноармейца.)
Песня «Бьют барабаны» Л. Шварца из к/ф «Судьба барабанщика» Исполняют дети и взрослые. Взрослые поют запев, дети припев.
Барабанщик. В годы гражданской войны главными войсками были кавалерийские. (Показывает иллюстрацию кавалеристов.) Об этом времени написал свою пьесу композитор... (Показывает портрет) Дети. Дмитрий Борисович Кабалевский. Барабанщик. Н называется эта пьеса… — Дети. «Кавалерийская». Пьеса «Кавалерийская» Д. Кабалевского
1-я и 3-я части пьесы исполняются на ложках, 2-я — бубнах.
Барабанщик. В 1941-м году пришла на русскую землю Великая Отечественная война, страшная и кровопролитная. И снова в минуту отдыха бойцам на помощь приходила песня. (Показывает иллюстрацию солдата времен Великой Отечественной войны.) Споемте друзья, одну из таких песен, которая помогала наш: солдатам выстоять в этой войне.
Песня «Три танкиста» Дан. и Дм. Покрассов из к/ф «Трактористы» Исполняются три куплета. Запевают три мальчика-солиста. Песня исполняется в тональности ля-минор.
Барабанщик. И в мирное время можно услышать военные песни и марши. Как вы думаете» где может звучать такая музыка?
Дети отвечают.
Правильно, на парадах, праздниках и концертах. Есть даже целые военные оркестры. В них играют разные инструменты. Какие? Отгадайте!
Сам пустой, Голос густой, Дробь отбивает, Шагать помогает. (Барабан)
Блестящие и чистые, Как солнце, золотистые, Не глубокие, не мелкие Музыкальные... (тарелки). Е. Рыбак
Блестящая и медная Так здорово дудит, Что наша кошка бедная Под тумбочкой сидит. (Труба.) П. Синявский
Трубы, большие и маленькие, — главные инструменты военного духового оркестра. О некоторых из них я вам сегодня расскажу.
Как трубы прекрасен голос! Сколько мужества в нем есть, Силы, воли, благородства!.. В нем достоинство и честь! (Показывает иллюстрацию трубы.)
Ее родственник ближайший — Удивительный тромбон! В переводе с итальянского «Трубища» значит он. Инструмент своеобразный: Есть кулиса у него — Дополнительная трубка. Нет такой Ни у кого! (Показывает иллюстрацию тромбона.)
Ну, а это, дети, туба, Низкий медный инструмент. Из Германии он родом И известен двести лет. М. Червоная (Показывает иллюстрацию тубы.)
В военном оркестре только духовые и ударные инструменты. Называется он духовой оркестр. Послушайте, как торжественно он звучат. (Показывает иллюстрацию духового оркестра.)
Дети слушают/фрагмент марша «Прощание славянки» В. Агапкина (кассета «День Победы»).
Как звучала музыка? Дети. Празднично, торжественно, громко, решительно. Барабанщик. Правильно. Скажите еще раз, как называется такой оркестр?
Дети отвечают.
(Ударяет в барабан ладонью.) Посмотрите, ребята, играю на барабане ладошкой, и он звучит по-другому — приглушенно, тихо. Мой барабан зовет вас поиграть.
Игра «Кто скорей ударит в барабан?» Л. Шварца
Барабанщик. Пора мне, ребята, дальше идти. Но одно вам хочу сказать — армия и песня неразлучны. Хорошая песня и на привале отдохнуть поможет, и в бой всех поднимет. И даже сейчас, когда нет войны, военная песня помогает солдатам служить. До свидания!
Барабанщик уходит, играя на барабане. Дети покидают зал, маршируя под строевую, песню «Барабан» Л. Лядовой.
загрузка...
|